Что значит быть собакой?
Знаете ли Вы о том, как жили и о чём мечтали наши предки? Из дошедших до нас археологических памятников известно, что в глубокой древности люди верили в то, что мир населён добрыми и злыми духами, что и растения, и животные обладают особыми возможностями, необъяснимыми с точки зрения здравого смысла. Наши прапрапрадеды существовали в мире, в котором главными, по их мнению, были боги, имеющие полное право обидеться и даже разгневаться на человека. Поэтому день ото дня для них было очень важно задобрить колоритных обитателей Олимпа, «волшебных» животных, души предков. Очень быстро люди поняли, что делать это следует по строго определённым правилам. Так появились таинственные и сакральные ритуалы…
Питомцы в далеко не лучшем свете
В кругу почитаемых нашими предками животных особое место занимали собаки. К сожалению, об этих отважных и преданных животных далеко не всегда отзывались с теплом и почтением! К примеру, древние иудеи считали собаку нечистым созданием, и сравнение другого человека с псом считалось на то время серьёзным оскорблением. В Ветхом Завете практически каждое упоминание о собаке сопровождается негативными эпитетами. Чего стоит один лишь факт: в скинию (переносной походный храм) строго-настрого запрещалось вносить выручку от продажи четвероногого друга!
Древние иудеи старались не держать псов в своих жилищах. По крайней мере, во время произнесения молитв и благословений (непосредственно перед трапезой и даже после еды) собаку на поводке отводили в другую комнату!
Похожее отношение к хвостатым питомцам наблюдается и в исламской традиции. По представлениям представителей этой мировой религии, собачья слюна – вещество нечистое: её попадание на части тела, вещи и место совершения молитвы оскверняет их, а потому требует ритуального очищения.
Также в исламе существует несколько табу, связанных с содержанием лающих и рычащих: их запрещено держать в доме, содержать с целью забавы и даже продавать. В одном из священных преданий мусульман читаем: «ангелы не входят в дом, где есть собака». Правда, здесь же рассказано, как Аллах простил все грехи человеку, который напоил водой умиравшего от жажды пса и поселил спасителя в Раю.
Салюки – исключение из всех правил
Хотя в целом в этой традиции весьма прохладно относятся к собакам,исключение нашлось для арабских борзых, которые являются представителями редкой породы под названием «салюки» и считаются самыми чистыми животными. Интересно, что бытует легенда о том, что борзые эти по своему происхождению – не совсем собаки!
Египетский феномен
Отдельные народы не просто боготворили собак, а возводили их в культ. Учёным хорошо известно, каким особым почитанием пользовались хвостатые друзья в Древнем Египте! Так, именно они были священными животными бога мёртвых Анубиса, которого изображали в виде человека с собачьей головой (а иногда и полностью в виде пса). В загробном мире именно этот божественный персонаж сопровождал души опочивших к залу суда Осириса, где сорок два божественных судьи принимали решение, дать ли им пропуск в вечную жизнь и страну блаженных или же предать окончательной смерти.
Когда в египетской семье умирал домашний любимец, домочадцы погружались в глубокую скорбь и траур, стриглись наголо и долгое время не прикасались к еде. Тело пса, ушедшего в мир иной, бальзамировалось, после чего торжественно хоронилось на особом кладбище, а участники траурного мероприятия рыдали и горько причитали, как при похоронах близкого человека.
Святые и герои
Индоевропейцы считали собаку сакральным зверем, связанным с миром мёртвых. В мифологических сюжетах это хранитель границы между мирами, сопровождающий и стерегущий души умерших (достаточно упомянуть о двух псах бога Ямы в «Ригведе», а также паре собак, охраняющих мост Чинват, ведущий в рай, в «Авесте»).
В греческих мифах собак ассоциировали со знатными жителями Подземного мира и божествами-посредниками между мирами, а также использовали в системах обрядов для предотвращения несчастий и очищения. В облике грозной трёхликой собаки или в сопровождении своры псов представляли Гекату – хтоническую богиню магии, мрака и ночных видений. Поскольку она была наделена правом исполнять желания смертных, люди старались задобрить её и… приносили в жертву собак.
Собаку считали неизменным атрибутом богини охоты и Луны Артемиды, а также верными неразлучным спутником бога Гермеса, который носил крылатые сандалии и покровительствовал пастухам, ворам, торговцам и путешественникам (как живым, так и тем, кто отправлялся в свой последний путь). В древности под дорожными гермами (столбами) иногда хоронили людей, и обитающий в них бог считался проводником душ в иной мир.
Ассоциировался с собакой и Геракл, сразивший чудовищного стража подземного царства, пса по имени Цербер. Кроме того, сына Зевса могли воспринимать в качестве посредника между мирами и отвращателя зла. Изображения усопших часто дополняли атрибутами этого героя и бога, а над входом в свои дома греки часто делали надпись: «Здесь живёт достопочтенный победитель Геракл; да не проникнет в это место никакое зло». Однако, что характерно, с аналогичной целью собачьей кровью окропляли стены домов или зарывали животное прямо под порогом!
От Гомера до Платона
Собака представлялась грекам извечным символом верности. В поэме Гомера есть душераздирающий эпизод, в котором Одиссей вернулся домой после тяжёлых скитаний и двадцатилетней разлуки с близкими. Измождённого путника в изорванной нищенской одежде не узнаёт никто, кроме его домашнего любимца – старого пса Аргуса.
«Учитель всего человечества» Платон пошёл в своём восхищении четвероногими друзьями ещё дальше. В «Государстве» он описывает собаку как надёжного и могучего стража, который остро воспринимает происходящее вокруг, проворно преследует всё, что попало в поле его зрения, и упорно сражается. При этом животное сочетает в себе, казалось бы, порой противоположные качества, присущие стражу. С одной стороны, в нём неодолим яростный дух, ведь он «ничего не боится и ни перед чем не отступает», но вместе стем собака предельно кротка с теми, к кому привыкла и кого хорошо знает.
Более того, в природе барбосов и шариков Платон усматривал замечательное, а в чём-то даже философское качество – стремление к мудрости. В соответствии со своим знанием или незнанием собака может различать всё дружественное и враждебное ей. «Заприметив незнакомца, собака начинает злиться, хотя он мог ничем её и не обидеть. Увидав же своего знакомого, животное ласкается, даже если он никогда не сделал ему ничего хорошего… О дружественности и враждебности человека собака судит по тому, знает она его или вообще не знает».
Итак, для древних греков собаки были чуть ли не божествами, олицетворявшими мужество, верность и мудрость. Им воздвигали памятники из мрамора, их изображения чеканили на монетах, им посвящали отдельные звёзды и целые созвездия.
Интересно, что афиняне боготворили Диогена, а жители его родного города даже воздвигли в его честь памятник из белоснежного паросского мрамора, причём на самой вершине постамента красуется… верный друг в ошейнике.
Какая это собака?!
И тут вновь возникает вопрос: почему же назвать кого-то собакой – именем столь достойного во всех отношениях и даже божественного создания – с давних пор означало насмешку, граничащую с оскорблением? Почему сам Платон, видя в собаке едва ли не своего коллегу-философа, использует имя пса и в качестве ругательства? Так, историк Диоген Лаэртский повествует: однажды, когда Платон пригласил к себе приехавших от Дионисия друзей, Диоген начал топтать его ковёр со словами негодования: «Попираю Платонову спесь». В ответ знатный мыслитель обозвал его псом и молвил: «Попираешь своей же спесью, Диоген!»
В данном случае интересен следующий момент: у народов, в мифологии которых собака считается сакральным животным, наблюдается двойственное отношение к ней.
Действительно, в переводе с древнегреческого языка слово «собака» («cyon») и целый ряд его производных означает «бесстыжий», «наглый» и «дерзкий». Выражение «собачьи глаза» означает вовсе не грустный, умный или заискивающий взгляд, как мы полагаем сейчас, а, наоборот, бесцеремонность и непреклонность. Аналогично обстоит дело с очень распространённым выражением «собачьи чувства» и прочими оборотами.
В поэмах Гомера «собака» или «пёс» – одни из самых распространённых бранных слов, присутствующих в лексиконе как богов, так и простых смертных. Так, например, крылатая вестница богов Ирида называла Афину «бесстыжей псицей». Такой же эпитет использует по отношению к Артемиде почтенная супруга Зевса Гера. Один из великих героев Троянской войны Ахилл, который обвинял царя Агамемнона в отсутствии стыда и проявлении алчности, назвал его «человеком псообразным». Женихи Пенелопы были прозваны Одиссеем псами.
Здесь следует помнить, что собака в известном смысле могла воплощать собой и собирательный образ животного. В греческом языке слово «собака» могло означать любое животное вообще. К примеру, грифона, который не имеет никакого отношения к собакам, называли «птицеклювой» и нелающей собакой самого бога Зевса.
А что же сегодня?
Лексика современного русского языка тоже неотделима от образа собаки. Именно он восходит к изначальной мифологической модели священного брака Матушки-Земли и великого Громовержца, место которого спустя время занимает хтоническое божество в облике «лютого пса». Интересно, что в этом случае животное сравнивается с волком и даже змеем!
Современные мудрецы считают, что жить следует «подобно собаке», т. е. сочетая в себе простоту жизни, следование собственной природе и презрение к условностям, умение постоять за себя, с твёрдостью отстаивать свой образ жизни и одновременно с этим верность, храбрость и благодарность. Точно так же не возбраняется быть наглым и бесстыдным, словно собака, если речь идёт об элементарных общепринятых нормах и моральных устоях!
Такой уникальной моделью поведения знаменит именно человек. Это и отличает гомо сапиенс от любого современного представителя животного царства, пускай даже такого верного, храброго иблагородного, как собака!